Самозанятые граждане в Крыму: регистрация и основные особенности

В середине января 2019 года ИФНС Республики Крым объявила, что в регионе зафиксированы уже несколько десятков самозанятых лиц, – хотя соответствующий эксперимент на этот регион пока не распространяется. Тем не менее, здесь нет ничего странного. Правила эксперимента подобную возможность допускают.

Как узаконить свою деятельность самозанятым гражданам

Мы продолжаем публиковать ответы на наиболее распространённые вопросы, связанные с жизнью Крыма в российском правовом поле. Сегодня расскажем, как узаконить деятельность самозанятым гражданам. Ваш юрисконсульт — Артём Шабанов.

Кого считают, а кого нет

Оказание платных услуг населению без постановки на налоговый учет и декларирования полученных доходов сопряжено с большими рисками. Согласно п. 7.3 ст. 83 Налогового кодекса РФ самозанятыми считаются граждане, которые собственными силами оказывают услуги физлицам для личных, домашних нужд на основании представляемого в налоговый орган уведомления об осуществлении такой деятельности. Для оказания услуг для личных, домашних или иных подобных нужд частных лиц самозанятым гражданам не нужно регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. Однако для получения налоговых льгот необходимо уведомить о своей деятельности налоговые органы.

Понятие «самозанятые лица» используется в узком значении и относится к гражданам, которые осуществляют приносящую доход деятельность (в частности, оказывают платные услуги другим физлицам для личных, домашних и иных подобных нужд последних) и при этом не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей (далее — ИП).

Самозанятое население — это индивидуальные предприниматели, главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

К самозанятым лицам не относятся иностранные граждане, которые трудятся по найму:

  • у физлиц для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью;
  • в организациях, у ИП, нотариусов, адвокатов и других лиц, занимающихся частной практикой.

Практические шаги

Как же узаконить деятельность самозанятого гражданина? Для этого необходима постановка лица на учет в налоговом органе.

Согласно п. 7.3 ст. 83 НК РФ, налоговый орган ставит на учет граждан, оказывающих без привлечения наемных работников услуги физлицам для личных, домашних и иных подобных нужд, на основании представляемого ими уведомления о своей деятельности.

Постановка на учет «самозанятых» граждан осуществляется по месту жительства физического лица (месту пребывания — при отсутствии у них места жительства на территории Российской Федерации). При этом уведомление о деятельности по оказанию данных услуг может быть представлено физическим лицом в любой налоговый орган, обслуживающий физических лиц, по своему выбору.

Следуя положениям п. 5.1. ст. 84 НК РФ, уведомление можно представить следующими способами:

  • лично в налоговый орган;
  • по почте;
  • в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

При постановке или снятии с учета физического лица уведомление не выдается. Вместе с тем, по просьбе физического лица на представленной им копии уведомления может проставляться отметка о приеме уведомления.

Постановка на учет в ФНС данной категории физлиц добровольная. И нужна она только для получения льготы по НДФЛ, поэтому самозанятых граждан, оказывающих услуги физлицам для личных, домашних и иных подобных нужд, нельзя привлечь к налоговой ответственности по ст. 116 НК РФ за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе, так как уведомление налогового органа о своей деятельности является для них добровольным.

Доходы, полученные в 2017 и 2018 гг. от оказания самозанятыми гражданами установленных услуг, освобождаются от обложения НДФЛ и страховыми взносами при условии подачи уведомления о своей деятельности в налоговый орган.

Самозанятому населению Крыма механизм зачета стажа в пенсию

Актуальным вопросом для самозанятого населения Республики Крым остается механизм зачета стажа в пенсию.

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 21.07.2014 №208-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 названного Федерального закона, за периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также периоды деятельности, в течение которых граждане самостоятельно обеспечивали себя работой (индивидуальные предприниматели, занятые частной практикой адвокаты, нотариусы), имевшие место в период с 1 января 2002 по 16 марта 2014 включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из стоимости страхового года на 2014 год, установленной Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 4 Закона №208-ФЗ периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта 2014 года по 31 декабря 2014 включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ. Вышеуказанные периоды подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Период осуществления предпринимательской деятельности с 01.01.2002 по 31.12.2014 возможно учесть при предоставлении документов, дающих право на ее осуществление, выданными компетентными органами, без подтверждения факта уплаты страховых взносов за указанную деятельность.

Вопрос, связанный с правовыми основаниями и процедурами подтверждения периодов стажа гражданам (индивидуальным предпринимателям, занимающимся частной практикой адвокатам, нотариусам), которые самостоятельно обеспечивали себя работой, в ситуациях, когда налоговые органы не могут подтвердить периоды осуществления предпринимательской деятельности, рассматривается на правительственном уровне.

В настоящее время согласовывается проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в целях сохранения пенсионных прав граждан, которые самостоятельно обеспечивали себя работой.

Добавить комментарий

два × 3 =

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.