Самозанятый главбух: регистрация, плюсы и минусы

С 1 января этого года в Москве, Московской и Калужской областях, а также Республике Татарстан начался эксперимент по введению налога на профессиональный доход (НПД). Старт уже признали успешным, и в целом органы власти регулярно возвращаются к этой теме, представляя свои разъяснения, говоря о преимуществах нововведения, а также удобстве нового налогового режима.

Расходная часть получите чек у самозанятого

При оплате товара, услуги или работы плательщика НПД очевидно, что компания захочет учесть произведенные траты при налогообложении (если, конечно, она не применяет режим, при котором расходы не влияют на величину налога, как, например, при ЕНВД). Сможет ли она это сделать? И если сможет, то какие документы будут подтверждать произведенные расходы?

Да, компания сможет учитывать в расходах стоимость приобретенных у самозанятого гражданина товаров, работ или услуг. Никаких исключений для этого случая налоговое законодательство не содержит.

Однако есть одно условие, которое вытекает из самого закона, регулирующего порядок исчисления и уплаты НПД. В ч. 8–10 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ сказано, что при отсутствии чека, сформированного самозанятым лицом, организации (ИП), применяющие ОСНО, УСН, ЕСХН, не смогут учесть расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у самозанятых лиц.

Поэтому крайне важно получить такой чек. Передается он либо на бумаге, либо в электронном виде (например, путем направления на электронную почту).

Имейте в виду, что гражданин обязан выдавать чек в момент расчета наличными средствами. Однако по безналичным оплатам гражданам дается больше времени для формирования и выдачи чека: чек должен быть выдан не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

При этом данный чек не может быть заменен каким-либо иным документом, например актом, составляемым по итогам месяца. Как сказано в п. 4 Письма ФНС России от 20.02.2019 № СД-4-3/2899, акт может выступать лишь дополнительным документом, отражающим период или дату оказания услуги, для целей налогового учета расходов покупателя, например, при наличии предоплаты.

Если гражданин отказывается выдать чек, то он не только нарушает законодательство, но и подводит сотрудничающую с ним организацию. Она не сможет учесть расходы при налогообложении, а также ей придется начислить страховые взносы на выплаты, произведенные плательщику НПД (не на все, а только на те, по которым отсутствует чек и которые являются объектом обложения страховыми взносами). В таком случае ФНС рекомендует сообщать об этом в налоговую, в том числе, с использованием » (п. 7 письма ФНС России от 20.02.2019 № СД-4-3/2899). Правда, налоговики не разъясняют, какой итог будет в результате такого обращения.

Регистрация бухгалтера в качестве самозанятого

Несмотря на определённые минусы, регистрация в качестве самозанятого это прекрасный вариант для тех, кто хочет работать в рамках закона, не рискуя быть привлечённым к ответственности за незаконное предпринимательство, однако боится регулярной уплаты страховых платежей, сложностей налогового и бухгалтерского учёта или обязанности иметь кассовый аппарат. Самозанятые полностью ограждены от этих сложностей ведения бизнеса.

Регистрация самозанятых граждан осуществляется одним из следующих способов:

  • через мобильное приложение ФНС России «Мой налог» (доступно в Google Play и App Store);
  • через веб-кабинет «Мой налог» на сайте ФНС России;
  • через уполномоченный банк (через мобильное приложение или онлайн-банк).

Нужно ли регистрироваться самозанятым? Что лучше ИП или самозанятость? Многое зависит от региона страны, масштабов вашей деятельности, стабильности дохода и прочих параметров – каждый случай индивидуален, универсальных ответов нет.

Может ли бухгалтер быть самозанятым

Ограничения, связанные с деятельностью самозанятых, оговорены в Законе № 422-ФЗ от 27.11.2018 года (законе о самозанятых). Среди прочего, самозанятые граждане не могут продавать подакцизные товары, заниматься перепродажей товаров и оказывать услуги по договору поручения, комиссии или агентскому договору. При этом в законе о самозанятых нет прямых ограничений для оказания бухгалтерских услуг.

Какие взносы и налоги платят самозанятые? В чём плюсы и минусы самозанятости и не выгоднее ли быть ИП? Как зарегистрироваться самозанятым гражданином? Ответы на эти и другие вопросы читайте ниже.

Утрата статуса плательщика НПД есть ли последствия для фирмы

Нужно ли периодически проверять актуальность регистрации гражданина в качестве плательщика НПД? Такого требования Закон № 422-ФЗ не содержит. Поэтому компаниям, сотрудничающим с плательщиками НПД, нет необходимости впоследствии проверять актуальность их регистрации еще раз.

Однако может возникнуть ситуация, когда гражданин утратил право на применение спецрежима НПД либо налоговая инспекция аннулировала его постановку на учет в качестве плательщика НПД. Могут ли чеки, выданные гражданином ранее, подтверждать расходы в целях налогообложения у тех, кто применяет ОСНО, УСН с объектом «доходы минус расходы» или ЕСХН? И если организация (ИП) все же учла расходы на основании таких чеков, не возникает ли у нее обязанность пересчитать свои налоговые обязательства?

Нет, не возникает. Об этом сообщила ФНС в письме от 16.04.2019 № СД-4-3/7089@. Чиновники отметили, что даже если самозанятый лишается своего статуса плательщика НПД, чеки, которые ранее он выдавал, продолжают действовать.

К сожалению, в письме рассматривается лишь вопрос с признанием расходов и не ясно, можно ли распространить такой же вывод при рассмотрении вопроса по начислению/неначислению НДФЛ и страховых взносов. Полагаем, в отношении страховых взносов его точно можно применить, поскольку основанием для неначисления данных взносов также является наличие чеков. А вот в отношении НДФЛ не все так однозначно. Основанием для освобождения от НДФЛ является применение спецрежима НПД, а не наличие чеков. Отсюда можно сделать вывод, что если гражданин утрачивает право на данный режим или ему аннулируют регистрацию в качестве плательщика НПД задним числом, то в отношении доходов, приходящихся на период, в котором он не имел права применять спецрежим, надо уплачивать НДФЛ.

Но кому уплачивать: самому гражданину или компании как источнику выплат? Мы считаем, что гражданину, ведь компания не имеет возможности удержать налог, так как расчеты с гражданином уже произведены. Поэтому при проверке налоговики не должны предъявлять претензии по поводу неудержания НДФЛ.

Однако неизвестно, как будут поступать проверяющие на практике. В связи с этим, во избежание спорных моментов, рекомендуем все-таки периодически проверять гражданина на предмет актуальности его регистрации в качестве плательщика НПД. Делать это можно на сайте ФНС через.

Добавить комментарий

3 × 1 =