В чем заключается работа мерчендайзера?

Мерчендайзер

Если говорить кратко, то работа мерчендайзером представляет собой занятость в сфере розничных продаж, во время которой товаровед производит выкладку продукции и установку сопутствующего оборудования с использованием вспомогательных материалов:

  • рекламной атрибутики;
  • инвентаря для промоакций;
  • держателей ценников или информационных табличек.

При этом главная цель данного вида маркетинговой деятельности – стимулирование спроса на определенный продукт.

Профессиональные обязанности

Многие ошибочно полагают, что мерчендайзер – творческая специальность. На самом деле, это далеко не так. Суть в том, что раскладка товара происходит исключительно в соответствии с планограммой, которая разрабатывается маркетологами или в отдельных случаях супервайзерами – руководителями товароведов.

И любое несоответствие с картой-схемой в лучшем случае может стать поводом лишения премиальных, а в худшем – причиной увольнения нерадивого сотрудника.

Кроме всего прочего, мерчендайзер обязан:

  • контролировать сроки годности, качество упаковки, а также наличие полного ассортимента продукции на складах и полках магазина;
  • проводить аудит цен на товарные позиции конкурентов;
  • организовывать или принимать участие в рекламных мероприятиях по продвижению бренда компании или конкретно взятой торговой марки: дегустации, семинары, фотосессии, фестивали и многое другое;
  • следить за внешним видом вспомогательного оборудования;
  • разрешать форс-мажорные ситуации на местах;
  • принимать и оформлять заказы розничных и оптовых закупщиков;
  • составлять комплексные, зачастую ежедневные отчеты по результатам выполненной работы.

Стоит отметить, что это далеко не полный перечень обязанностей. При разных обстоятельствах он может быть дополнен или упрощен в зависимости от предпочтений работодателя или от особенностей организации трудовой деятельности мерчендайзера.

Классификация товароведов

В соответствии со спецификой реализации рабочего процесса мерчендайзеры бывают трех типов:

  • стационарный – закрепленный за одной торговой точкой;
  • мобильный – осуществляет работу в нескольких магазинах согласно установленному графику;
  • универсальный – работает по предварительному указанию супервайзера, время от времени перенимая обязанности стационарного и мобильного товароведа.

Советы по трудоустройству

Профессии мерчендайзера не обучают в ВУЗах или средних специальных учебных заведениях. Но образование в любом случае потребуется, в приоритете – экономическое. К тому же большим плюсом для соискателя может стать опыт в торговле и успешное прохождение тематических тренингов.

Во время поиска работы лучше отдавать предпочтение раскрученным компаниям или транснациональным корпорациям. Во-первых, соискателю будет предоставлено качественное обучение в рамках оплачиваемого испытательного срока. Во-вторых, гарантировано официальное трудоустройство. В-третьих, возможность карьерного роста.

Карьерный рост

Что касается личностных качеств, то тут очень важны коммуникабельность, приятная внешность, молодой возраст, физическая и психологическая выносливость, аналитический склад ума, а также стремление к саморазвитию и перфекционизму.

Возникновение мерчендайзинга

Современный мерчендайзинг сформировался в середине прошлого столетия в странах Западной Европы и США, одновременно с появлением первых магазинов самообслуживания – супермаркетов.

Совершить раскладку товарных позиций в больших помещениях продавцам было не под силу, оттого владельцы крупных универсамов принимали на работу сотрудников, которые занимались исключительно сортировкой и презентацией реализуемой продукции. Позже они переквалифицировались в мерчендайзеров – официальных представителей компаний-производителей, арендовавших места в торговых залах под собственные нужды. Примечательно, что в СССР прообраз мерчендайзинга тоже имел место быть.

Некоторые из нас еще помнят искусно выложенные пирамиды из маргарина и колбасные ряды из «Докторской», если она, конечно, была в наличии.

Тем не менее такой подход к выкладке ставил за цель обеспечить сбыт товара, собственно, так же как и на Западе.

Однако только в постсоветское время, с приходом на российский рынок транснациональных корпораций, профессиональные товароведы начали все чаще применять маркетинговые уловки, активно манипулируя психофизиологическими потребностями потенциальных клиентов. И уже на сегодняшний день качественный мерчендайзинг приносит более 10% прибыли торговым сетям за наш с вами счет.


Отзывы и комментарии: 1
  1. Все таки многое зависит от мерчендайзера. Ведь он следит и за дизайном, и за сроками, принимает и оформляет заказы. Контролирует, чтоб все было в порядке. На нем маркетинг, и контроль. Практически весь магазин держится на нем.

Добавить комментарий