Бизнес план похоронного бюро
Один из видов бизнеса, который считается «вечным» — похоронный, поскольку люди смертны и останутся в этом печальном качестве всегда. Однако начиная даже такое, казалось бы, априорно прибыльное дело, необходимо составить четкий бизнес-план действий. Он основывается на том, что агентство, занимающееся организацией печального обряда, должно вести жесткую конкурентную и не всегда вписывающуюся в этические рамки борьбу еще с несколькими организациями подобного профиля у себя в городе.
Содержание
Подготовительные шаги
Похоронное бюро – весьма высокозатратный бизнес. При этом план его открытия и функционирования должен учитывать возможное полное отсутствие прибыли на ранних этапах становления. Поэтому, прежде чем открывать бюро по организации похорон, необходимо тщательно продумать, какие именно услуги, в каком количестве и качестве вы планируете оказывать, создавая репутацию компании. А для этого необходимо исследовать местный рынок, дабы выявить, что именно будет пользоваться спросом.
Организатором похоронного бюро надо учитывать, что родственники покойного, убитые горем, не будут бегать по разным компаниям в поисках необходимого, а значит, нужно продумать базовый перечень оказываемых услуг. Возможный список представлен в таблице:
Услуга | Ориентировочная стоимость, в рублях |
1. Подборка участка для похорон, копка могил | от 30000 |
2. Продажа и доставка на дом гробов, венков, крестов и прочих атрибутов похорон | от 40000 |
3. Подготовка и проведение поминальных мероприятий | от 80000 |
4. Обеспечение похорон транспортом | от 15000 |
Бизнес-план агентства ритуальных услуг предполагает, что если бюро будет заниматься только этим видом деятельности, больших стартовых вложений не потребуется. Однако по мере развития список услуг просто необходимо дополнять новыми В идеале нужно осваивать самостоятельное изготовление гробов, надгробных памятников и оград и прочих вещей. Похоронное агентство должно предоставлять услуги по одеванию и обработке тела, потому целесообразно иметь и собственное помещение для «работы» с телами.
Обратите внимание! В эпоху коронавируса все ищут дополнительные возможности заработка. Удивительно, что альтернативными способами зарабатывать можно гораздо больше, вплоть до миллионов рублей в месяц. Один из наших лучших авторов написал отличную статью о том, как зарабатывают в игровой индустрии тысячи людей в интернете. Читайте статью с отзывами о заработке на играх в лучших заведениях.
Процедура открытия бюро
Бизнес-план похоронного предприятия включает описание необходимого помещения. Основное требование — площадь не менее 100 кв. м., чтобы была возможность выделить три отдела. Помимо комнаты для работы с заказчиками (30 кв. м.), необходим торгово-выставочный зал (50 кв. м.) и морг (20 кв. м.). Бизнес-план бюро ритуальных услуг прописывает, что для морга желательно предусмотреть помещение в отдельно стоящем здании.
Идеальное местоположение бюро – неподалеку от кладбища. Но это место должно иметь хорошую транспортную доступность. Успешный бизнес-план учитывает и тот момент, что сегодня большая часть кладбищ вынесена за пределы города. В этом случае рационально открыть основной офис в центре и небольшую торговую точку около кладбища.
Подобрав место для бюро похоронных услуг, стоит подумать об организационно-правовой форме предприятия. Для подобной фирмы юристы рекомендуют открывать ООО, а взаимодействовать с налоговой на основании УСН.
Нюансы подбора персонала
В корне неправильно считать, что похоронный бизнес достаточно «груб», чтобы подбирать на работу квалифицированный персонал. Люди, работающие в конторе, должны уметь не только помогать с выбором довольно специфического товара, но и быть своего рода психологами. Ведь вашими клиентами будут люди, раздавленные недавним горем. В ряде крупных городов РФ стали открываться школы агентов похоронных контор, поэтому желательно принимать на работу людей, прошедших обучение в таких заведениях.
В целом же в план приема на работу должны войти следующие специалисты:
Должность | Кол-во штатных единиц | Оклад, в руб. |
1. Похоронный агент | 2 | 12000 + % |
2. Бухгалтер | 1 | 15000 |
3. Продавец-консультант | 2 | 10000 + % |
4. Разнорабочие | 2 | 10000 |
5. Мастер по изготовлению ритуальных принадлежностей | 1 | 12000 + % |
Поскольку это дело требует максимального приложения времени и сил, место директора похоронного агентства занимает учредитель ООО. Помимо названных специалистов, может возникнуть необходимость в услугах и других (к примеру, водителей). Но поскольку они будут востребованы не каждый день, имеет смысл установить связи и заключить договора со сторонними специализированными предприятиями (автохозяйствами и т. п.).
Методы поиска клиентов и работы с ними
Оговоримся сразу, что большинство из них достаточно высокозатратны. Во-первых, это заключение договоров со станциями «Скорой помощи» и больничными учреждениями. Во-вторых, работа с органами ЗАГСа. Можно попробовать разместить на стойках информации больниц или расклеить около кладбищ и «обычные» объявления. Клиенты будут направляться к вам сотрудниками организаций, фиксирующих факт смерти. Такой поиск клиентов избавит вашу фирму от репутации «навязчивой конторы», а ваших агентов – от этических угрызений, когда они вынуждены самостоятельно ходить по квартирам и предлагать гражданам «купить» ритуальные услуги.
Конечно, хорошую прибыль можно получить только при соблюдении ряда условий, важнейшее из которых – постоянное расширение спектра предлагаемых товаров и услуг. Стоит обратить внимание на такое направление, как похоронная атрибутика. Самостоятельное ее изготовление довольно затратно, однако не стоит забывать о том, что 70% ваших клиентов захотят купить все необходимое для похорон «под ключ», в одном месте. Поэтому прибыль, если вы сможете оказать клиенту подобные услуги, возрастет в несколько раз.
Высокомаржинальные направления деятельности
К таковым в похоронном деле стоит отнести изготовление гробов и ритуального текстиля. И то и другое требует наличия в штате специалистов и довольно затратно. Но учитывая то, что производятся, по сути, основные похоронные атрибуты, расширение в этом направлении вполне оправданно.
Специалист, изготовляющий гробы, сначала готовит основу (скрепляет струганные доски), затем оформляет поверхности тканью красного, синего или золотого цветов, после чего украшает изделие. Стоимость гроба определяется большей частью породой древесины, потому владельцу похоронной конторы необходимо заранее найти надежных поставщиков нужных пород дерева.
Значительную часть цены гроба составляет его украшение хлопковой, шелковой или атласной фурнитурой. Имеет смысл нанять одного специалиста-оформителя на «доводку» гробов, а также на изготовление траурных лент, венков, цветочных корзин.
Под ритуальным текстилем понимается в первую очередь одежда усопшего. Специалист, занимающийся этим направлением ритуального бизнеса, должен знать особенности культуры и ритуальные традиции, чтобы максимально четко исполнить волю родственников покойного.
Расходы и доходы бизнеса
Как отмечалось выше, расходы на вхождение в похоронное дело довольно высоки. Вместе с оформлением ООО и внесением уставного капитала, они могут достигать 1 млн рублей. При оказании минимального набора услуг и, соответственно, небольшом расчетном количестве клиентов соотношение ежемесячных расходов и доходов может выглядеть так:
Расходы | Сумма, руб. | Доходы | Сумма, руб. |
1. Аренда головного офиса и производственных помещений + коммунальные услуги | 70000 | 1. Выполнение ритуальных услуг силами сотрудников организации | 190000 |
2. Зарплата коллективу, включая бонусы и отчисления в ПФР | 155000 | 2. Выполнение ритуальных услуг силами сторонних организаций (посредничество) | 75000 |
3. Налоги | 26700 | 3. Продажа ритуальных принадлежностей и аксессуаров | 180000 |
4. Закупка оборудования | 60000 | ||
5. Закупка материалов | 70000 | ||
6. Непредвиденные расходы | 8000 |
Таким образом, чистая прибыль составит чуть более 55 тыс. рублей в месяц. Соответственно, срок окупаемости предприятия при самых благоприятных условиях составит полтора года. В среднем же похоронная контора окупает себя за 2-3 года.
Подводя итог заметим, что похоронный бизнес сможет начать не каждый. Помимо солидных стартовых вложений и необходимости преодолевать серьезную конкуренцию, он несет много этических и эстетических моментов, на которые далеко не каждый бизнесмен сможет отреагировать адекватно. Тем же, кто рассчитав свои силы начал действовать в этой сфере, неплохой заработок, при условии вложения максимума своих сил, гарантирован.