Почему подорожал бензин в России?

БензинПоследние новости пестрят заголовками о подорожании различных групп товаров и услуг в России. Это сегодня никого не удивляет, так как все знают, что цены выросли из-за девальвации рубля, которая, в свою очередь, вызвана снижением стоимости нефти на мировом рынке в 2014–2015 году.

Но вот подорожание бензина вызывает недоумение: ведь цены на нефть падают. Давайте выясним, почему это происходит, и подорожает ли в России бензин в ближайшем будущем.

Подорожание в России бензина

Рост цен на бензин в России за 2014 год на заправках в среднем составил 8–11 %. Расценки на популярные марки топлива за год поднялись следующим образом:

  • Аи-92 – с 29,48 до 32,61 рубля за литр;
  • АИ-95 – с 32,61 до 35,50 рубля за литр;
  • АИ-98 – с 35,17 до 39,98 рубля за литр;
  • дизтопливо – с 33,02 до 33,96 рубля за литр.

Это несмотря на то, что стоимость нефти российской марки Urals, из которой делают топливо для автомобилей, снизилась на целом за 2014 год более чем на 37 %.

Данные тенденции сохраняются и в 2015 году. Так, бензин Аи-92 на сегодня уже перешагнул отметку в 33,50 рубля, Аи-95 – 36,50 рубля, Аи-98 приближается к цене 40,30 рубля за литр.

Стоимость бензина

При этом было время, когда последняя марка топлива в июне 2015 года достигла пиковой стоимости, резко подскочив до уровня 41,99 рубля за литр, но затем вернулась к более или менее приемлемым границам. Только дизельное топливо опять сравнительно немного прибавило в цене.

Общее подорожание горючего с начала года на оптовом рынке составило на сегодня свыше 20 %.

Данные тенденции разворачиваются на фоне новостей о продолжающемся снижении расценок на нефть на мировых биржах в 2015 году. Почему подобное происходит сегодня в России? На этот вопрос мы постараемся дать ответ ниже.

Структура стоимости бензина

Но прежде, чем ответить на вопрос, почему топливо в России продолжает дорожать, давайте выясним, из каких элементов состоит сегодня структура его стоимости для внутреннего рынка, и сравним ее с той, какая была в 2014 году.

Львиную долю цены на топливо составляет экспортная стоимость бензина за вычетом пошлины. В общей структуре розничной стоимости бензина она, на данный момент, варьируется в пределах 50–60 %. Естественно, что это величина плавающая, зависящая от колебаний рынка.

Ставка НДС в России сегодня составляет 18 % от стоимости товара без данного налога, что соответствует 15,25 % в структуре конечной цены.

Акциз – величина, установленная законодательно, и в зависимости от классности топлива на сегодня она колеблется от 6,22 до 13,33 рубля за литр, а в прошлом году составляла 5,75–11,11 рубля за литр.

Кроме того, в структуру стоимости бензина входит транспортировка от нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), издержки сбыта и премия внутреннего рынка. В 2015 году по сравнению с предыдущим периодом данные показатели в России остались без изменений и, соответственно, составляют 1,3, 5,0 и 0,8 рублей за один литр.

Наконец, мы подошли вплотную к вопросу, почему сегодня растет стоимость топлива в России.

Причина роста цен на бензин

Как мы увидели выше, в 2015 году акциз на топливо в России по сравнению с предыдущим годом вырос на 0,47–2,22 рубля за литр. Данный рост связан с политикой так называемого налогового маневра.

Если обложить эту сумму увеличения восемнадцати процентным налогом НДС, то общий прирост стоимости получается 0,55–2,62 рубля за литр в зависимости от класса топлива.

Этим обстоятельством легко можно было бы объяснить рост расценок на бензин в обычных условиях. Но почему стоимость топлива растет на фоне стремительно снижающихся цен на нефть? Причем подобный процесс шел не только в 2015 году, но и в предыдущем периоде, когда повышения акциза еще не было.

Причины

Учитывая, что все остальные составляющие структуры цены бензина остались неизменными, приходится искать причину только в росте величины экспортной, то есть рыночной стоимости топлива.

Но, опять же, натыкаемся на тот же вопрос: почему растет рыночная стоимость бензина при снижении цен на сырье, из которого он производится?

Одной из причин повышения цен на топливо можно было бы назвать падение курса рубля. Но он падает практически синхронно с падением расценок на нефть, так что эти факторы, можно сказать, нивелируют друг друга.

Версии о причинах роста экспортной стоимости топлива

Дмитрий Николаевич Махонин, являющийся руководителем Федеральной антимонопольной службы, заявил об отсутствии прямой зависимости цен на готовый продукт (бензин) от цен на сырье (нефть). Он высказал мнение, что гораздо больше на конечную стоимость продукта влияет уровень спроса и предложения бензина на рынке.

То есть чем больше желающих приобрести топливо, тем выше его цена, и наоборот. Кроме того, Махонин подчеркнул существенный вес налогов и акцизов в конечной стоимости бензина

Эксперт Денис Борисов тоже делает акцент на существенной доле налогов в стоимости топлива, а также на уровне спроса и предложения на рынке. Причем по его личным подсчетам налоги занимают до 40 % в общей структуре стоимости бензина. Откуда взялась такая высокая цифра? Значительная часть налоговых обязательств возникает еще на этапе добычи нефти.

По мнению Борисова, они уже сидят в стоимости нефти как сырья, но в то же время при расчете экспортной стоимости бензина их включают в себестоимость второй раз. То есть происходит своеобразное удвоение, которое способствует росту цены на конечный продукт.

Некоторые эксперты особенный акцент делают на спекулятивной составляющей расценок на топливо из-за монополии на его производства ряда компаний.

Антимонопольное дело

В конце 2014 года даже лично президент России Владимир Путин выразил недоумение, почему, несмотря на новости о снижении стоимости нефти, розничная цена топлива постоянно растет. Также он просил органы Федеральной антимонопольной службы уделить данному вопросу особое внимание.

Уже в ноябре Россию облетела новость о том, что ФАС открыл дело в отношении монопольного злоупотребления компаниями «Роснефть», «Башнефть», «Лукойл» и «Лукойл-Резервнефтепродукт». Данным компаниям вменяется искусственное способствование повышению цен на рынке бензина выше уровня инфляции.

Делалось это путем внебиржевой перепродажи топлива данными компаниями своим дочерним структурам, что влекло его подорожание как на оптовом рынке, так и на заправках.

Как видим, спекуляции в формировании цены на бензин тоже играют значительную роль.

Торможение роста цен на бензин

В середине 2015 года произошло небольшое снижение расценок на топливо на оптовом рынке. Казалось бы, что ничего удивительного тут нет, если бы не факт, что это произошло впервые после длительного периода роста.

Кроме того, большинство экспертов сходятся на мнении, что объективных экономических причин для снижения расценок на бензин на оптовых рынках на сегодня не имеется. Объем производства топлива продолжает падать, что неминуемо влечет предпосылки к дальнейшему увеличению его цены.

Аналитики считают, что снижение стоимости бензина на оптовых рынках может быть связано с активизацией деятельности Федеральной антимонопольной службы.

Цена

Также стоит учесть, что рост цен на оптовом рынке достиг критической точки, в которой данная тенденция не могла бы уже продолжаться без существенного роста расценок на топливо на заправках. А это уже может быть расценено как политически нецелесообразное развитие событий, ведущее к повышению уровня социального напряжения среди населения.

Поэтому органами государственной власти вполне могли быть предприняты соответствующие действия по торможению роста цен на бензин.

Повлияет ли данное снижение цен на тенденцию стоимости топлива в целом, или оно, как считают многие аналитики, будет всего лишь ситуативным явлением, может показать только время.

Прогноз изменения стоимости на ближайшее будущее

Какие же новости нас ожидают по поводу роста цен на бензин в России в 2015 году и в более отдаленном будущем? Подорожает ли еще бензин, или стоимость его стабилизируется? Сегодня точный прогноз на этот счет не сможет дать никто. Хотя большинство экспертов сходятся на том, что цены продолжат свой рост дальше.

Способствовать этому может ряд факторов. Прежде всего решающую роль сыграет инфляция, спровоцированная новым витком девальвации рубля. Впрочем, пока об этом еще рано говорить, так как в случае стабилизации курса валют данный фактор стимулировать повышение стоимости топлива не будет.

Если насчет роста уровня инфляции пока нельзя сказать ничего определенного, то новое повышение акцизного сбора запланировано уже на 2016 год. Для бензина четвертого и пятого классов он повысится до 7,53 рубля на литр. В свою очередь это подорожание повлечет накрутку НДС, что опять же скажется на цене.

Хотя, как мы выяснили, колебания стоимости нефти существенно не влияют на снижение расценок на топливо, это еще не значит, что рост котировок ведущих нефтяных марок, который прогнозируется в ближайшее время, не повлечет за собой и рост стоимости бензина.

Также значительную роль будут играть колебания собственно бензинового рынка и возможность спекуляции на нем.

Не стоит сбрасывать со счетов и то, что у государственных органов имеются достаточно весомые рычаги регулирования цены на топливо, и в случае острой необходимости они могут быть применены.

Таким образом, на сегодня перспективы изменения цены на бензин представляются довольно туманными. Впрочем, вице-премьер России Аркадий Дворкович совсем недавно заявил, что рост расценок на данный вид топлива в 2015 году в общем не превысит 10 %, что вписывается в прогнозируемый инфляционный коридор.

В то же время ранее сообщалось, что расценки на топливо могут достичь превышения на три процента уровня инфляции. Напомним, что инфляция на 2015 год запланирована в России на уровне 10,5 %.

Большинство факторов указывают на то, что значительно выросшие расценки на бензин в России и в будущем будут иметь тенденции к дальнейшему росту. Насколько конкретно произойдет повышение расценок, будет зависеть от многих экономических и политических предпосылок.

Например, от того, как поведет себя стоимость нефти в ближайшее время, от уровня инфляции в России, и от того, как на все это будут реагировать государственные органы.


Добавить комментарий