Что покупают в кризис люди больше?

Кризис – это особый период, во время которого, поведение покупателей значительно меняется, в отличие от времен стабильности.

Покупатели могут вообще отказаться от конкретного товара, начать покупать его в меньшем (а иногда и в большем) объёме или же перейти на заменители. Давайте разберёмся, какие группы товаров население больше всего предпочитает приобретать в кризис.

Модели поведения покупателей в кризис

Кризис, как говорится, кризису рознь. Поэтому среднестатистический покупатель строит свою модель поведения в зависимости от природы конкретного кризиса, от уровня его воздействия на население и прогнозов развития, а также из расчёта денежных средств, которыми располагает на данный момент.

В немалой степени на поведение покупателей влияет общий настрой, который царит в обществе. В зависимости от того, панический он или сравнительно спокойный, определяется покупательский спрос на конкретные товары.

Давайте взглянем на наиболее типичные наборы действий покупателей в зависимости от уровня кризисных явлений.

Поведение покупателей при «мягком» кризисе

При так называемом мягком кризисе, когда негативные изменения в экономике, щадящим образом влияют на финансовое состояние населения, значительная роль в его покупательском поведении отводится прогнозам и ожиданиям.

Так, если ожидания негативные, то общество охватывает паника, начинаются немотивированные и неконтролируемые покупки, которые ещё больше усугубляют кризисное положение в стране.

Конкретный ассортимент скупаемых товаров в значительной мере зависит от материального благосостояние общества в целом и каждого индивида в отдельности на момент начала кризиса.

Продажа автомобилей

Если у людей собрались определённые накопления средств, то многие из них, поддавшись всеобщей панике, начинают скупать довольно дорогие, но не всегда нужные им самим вещи, начиная от ювелирных изделий и заканчивая техникой, автомобилями и даже квартирами, причём в количествах, превышающих все разумные пределы.

Собственно, подобное наблюдалось в России в декабре 2014 года, когда супермаркеты и автомобильные салоны под влиянием паники захлестнула волна массовых покупок.

Если же уровень жизни в стране и до кризиса не позволял накапливать населению существенных сбережений, то под нагнетанием негативных прогнозов население может начать массово скупать продукты питания и товары первой необходимости.

Но существует и другой вариант развития событий, когда в обществе не властвуют панические настроения, а преобладает в целом оптимистический либо нейтральный прогноз дальнейшего развития событий.

В таком случае население не спешит совершать бездумные покупки в магазинах и делать любые другие резкие телодвижения, а смотрит на то, как ситуация будет развиваться в дальнейшем.

Хотя возможен вариант, когда мягкий вид кризиса подстёгивает людей, которые давно собирались купить квартиру или автомобиль, но до сих пор не решившихся сделать это, совершить данные покупки именно при его наступлении.

Но в данном случае эти приобретения уже нельзя назвать бездумными, так как они планировались заранее, а кризис лишь сыграл роль катализатора.

Кстати, обдуманная покупка недвижимости при «мягком» кризисе может стать неплохим вложением средств, ведь цены на жилой фонд во времена экономической нестабильности имеют свойство «провисать».

Поведение покупателей при «жёстком» кризисе

«Жёсткий» кризис носит совсем другой характер. Он полностью проникает структуру общества, начиная от экономической системы государства в целом и заканчивая конкретной семьёй. Причём последствия подобного кризиса люди ощущают не поверхностно, а достаточно глубоко.

При подобных экономических проблемах люди не имеют широкой возможности выбирать, что покупать, а приобретают в первую очередь товары первой необходимости. К ним относятся:

Продукты питания

  • продукты питания (хлеб, крупы, соль, сахар и т. д.);
  • свечки;
  • спички;
  • медикаменты;
  • средства личной гигиены.

Причём в значительной мере данные массовые покупки мотивированы даже не паническим настроением, а жестокой реальностью.

Ведь нет никакой гарантии, что крупы, сегодня отпускаемые по одной цене, завтра не будут стоить в два раза дороже, а послезавтра их вообще может не оказаться в свободной продаже. Но это уже при самом пессимистическом варианте развития событий.

В большинстве же случаев люди просто пытаются накопить определённый запас товаров первой необходимости, а при достижении достаточного, по их мнению, количества переходят в режим обычных покупок.

Правда, при тяжёлом экономическом положении страны в целом среднестатистический гражданин не сможет рассчитывать в ближайшее время на покупку чего-то значимого и ценного. Например, шансы накопить средства на приобретение недвижимости или автомобиля в разгар кризиса достаточно низки.

Общие итоги

Таким образом, на предпочтения и активность покупателей во время кризиса влияет целый ряд объективных и субъективных факторов. К объективным факторам можно отнести реальные последствия самого кризиса, а также финансовые возможности потребителей.

К субъективным факторам относятся настроения в обществе и прогнозы дальнейшего экономического развития. Причём субъективными факторы довольно легко можно манипулировать, и при помощи этого создавать либо искусственный ажиотаж и панику, либо иллюзию позитивных изменений в будущем.


Отзывы и комментарии: 1
  1. Моя семья в любой вид кризиса закупается едой и бытовой химией. Причем берем товары, которые можно долго хранить. Обязательно делаем запасы.

Добавить комментарий