Бизнес план продуктового магазина

Продукты

Сфера розничной торговли продуктами еще недавно казалась россиянам золотой жилой. Большинство молодых бизнесменов считали,  что открыв магазинчик во дворе своего дома, можно обеспечить себя хорошим заработком пожизненно. Но времена меняются. Ужесточение правил торговли, возрастающая конкуренция и усилившийся кризис заставили владельцев многих действующих точек закрыть свое дело. Так стоит ли пытаться открыть продуктовый магазин сейчас, вопреки всему?

Изучение особенностей местного рынка

Продуктовый супермаркет

Примеров успешного начала розничной торговли едой сегодня немало. Однако перед началом деятельности обязательно составьте бизнес-план магазина продуктов. Первое, с чего нужно начать – это анализ работы конкурентов в том микрорайоне, где вы планируете открыть свое предприятие. Всезнающая статистика отмечает избыток небольших магазинчиков в Москве, Петербурге и ряде крупных городов РФ.

Там острая конкуренция и большое представительство различных торговых сетей (соперничать в низком уровне цен с которыми небольшие магазинчики явно не смогут) делают невыгодным начало бизнеса сегодня.

А вот в городах с численностью населения до миллиона эта бизнес-идея остается актуальной при соблюдении нескольких условий:

  1. Не стоит создавать ситуацию, когда несколько магазинов находятся в одном дворе. Практика показывает, что жители многоэтажек предпочтут ходить в ту торговую точку, которая появилась раньше. В целом ориентируйтесь на цифру в 1 тыс. жителей близлежащих домов на один небольшой магазин. Изучите инфраструктуру микрорайона: опыт показывает, что лучше открыть продуктовый магазин на 500 м. дальше от дома, нежели потом все время страдать от нехватки покупателей и низких доходов.
  2. Прозондируйте будущих поставщиков продуктов и напитков. Если они смогут предложить вам низкие закупочные цены, чтобы опередить конкурентов в этом показателе, открытие точки будет иметь смысл. В то же время не стоит сильно демпинговать цены: помните, что вашими основными покупателями будут люди, которым не жалко переплатить 10-15 % от цены продукта, лишь бы не идти лишние 5 минут в сетевой гипермаркет, пусть и с более низкими ценами.

Пример удачного ценообразования приведен в таблице:

Субъект торговой цепи Наценка, в %
1. Оптовый поставщик 0
2. Вы 15-20
3. Конкуренты – мелкие бизнесмены 20-30
4. Крупные сетевые магазины-ритейлеры 5-15

Особенности рекламной кампании

Реклама продуктового магазина

Одним из первых пунктов бизнес-план продуктового магазина регламентирует рекламную подготовку предприятия. Важнейшим нюансом является ограниченность способов рекламы. Традиционные способы – реклама в местных СМИ и Internet – будут не очень действенными, ведь клиентами станут жители того двора, где расположен магазин, и пары соседних. Поэтому сообщить об открытии новой точки продаж продуктов лучше всего способом точечной расклейки объявлений и раскладки листовок по почтовым ящикам.

Еще один удачный способ – создание странички в социальных сетях «от имени» магазина. Вступите этой страничкой в группы типа «Мой микрорайон» или «Вести Савеловки» (название района) и информируйте жителей округи о проводимых у вас акциях, скидках и так далее.

Нюансы выбора помещения

Помещение продуктового магазина

Чтобы открыть небольшой продуктовый магазин «шаговой доступности», идеальным вариантом помещения будет небольшой офис или «заточенная» под торговый объект квартира на первом этаже многоэтажки. Также это может быть что-то из отдельно стоящих использовавшихся ранее объектов дворовой инфраструктуры (например, летнее кафе). Лучше всего взять площадь в 35-40 кв. м. в аренду. А вот выкупать или возводить новое помещение во дворе, образованном большими домами, эксперты не рекомендуют. В первом случае расходы будут окупаться очень долго и могут вовсе не окупиться, если бизнес «не пойдет», во втором же – на строительство придется оформлять много разрешений и согласований с градостроительными контролирующими органами, что не только сделает проект неоправданно дорогим, но и существенно отложит дату его открытия.

Опыт показывает, что лучше всего арендовать помещение, в котором ранее уже располагалась торговая точка, пусть и немного другого профиля. В этом случае вам нужно только докупить оборудование, соответствующее специфике вашего бизнеса (холодильные камеры, витрины, морозильной оборудование, стеллажи и т. п.) и внести арендную плату за 3-4 месяца (в среднем, 25 тыс. рублей в месяц).

Набор персонала

Продавец продуктового магазина

Для маленького магазина достаточно будет набрать 6 человек, желательно, проживающих неподалеку, из которых 4 – это продавцы, которые будут работать посменно. Оформите индивидуальное предпринимательство – и вы сможете сэкономить на оплате труда бухгалтера, выбрав для отношений с работниками налоговой УСН. Что же касается остальных вакансий, они приведены в таблице:

Должность Кол-во Оклад, тыс. руб.
1. Администратор 1 18
2. Продавец 4 12
3. Подсобный рабочий 1 10

За хорошую работу продавцов можно премировать процентом с продаж, особенно учитывая то обстоятельство, что функции уборщицы будут возложены на них. Если финансы ограничены, на первое время можно обойтись без подсобного рабочего, выполняющего попутно функции грузчика. Но тогда следует повысить оклад продавцам, поскольку разгружать товары будут работники прилавка.

Как не проиграть конкурентную борьбу?

Продуктовая тележка

Если вы желаете открыть продуктовый магазин сегодня, в бизнес-плане необходимо прописать методику «работы» с конкурентами, коих у вас будет предостаточно.

Первый пункт этой борьбы достаточно очевиден: разнообразьте ассортимент, предложите те товары, которых нет в соседних магазинах шаговой доступности. Не забывайте при этом и об «основных» продуктах: широком ассортименте хлебобулочных изделий, «молочки», колбасной продукции и т. п. В перспективе, когда народ вас узнает, можно сделать дисконтные карты для постоянных покупателей, регулярно устраивать скидки на отдельные группы товаров.

Второй пункт заключается в том, что вы тщательно следите за качеством товара, не допускаете «просрочки» и главное, моментально и конструктивно реагируете на возможные жалобы покупателей. Сегодня многие мелкие магазины критикуют за то, что качество продукции в них не на уровне. Не допускайте оснований для таких обвинений в свой адрес.

Не стоит получать лицензию для продажи алкогольной продукции. Это достаточно дорого, а опыт показывает, что народ в последнее время предпочитает закупать спиртное в крупных сетевых магазинах. Ограничьте ассортимент соками-водами, квасом и пивом.

Ну и, в-четвертых, не гонитесь за сверхприбылями. При оригинальном оформлении магазина, дружелюбном персонале и невысоких ценах вы всегда сможете взять «свое» при помощи большего, нежели у соперников, оборота.

Прогноз расходов и доходов

Доходы и расходы магазина

Прежде чем открыть магазин продуктов, обязательно просчитайте расходы и доходы, оформив их в сравнительную таблицу.

Для начала работы магазина вам потребуются:

Позиция Стоимость, руб.
1. Ремонт и оформление помещения 50000
2. Оформление ИП и разрешительной документации СЭС 8000
3. Закупка торгового оборудования 68000
4. Первоначальная закупка товара у поставщиков 150000

Итого, имея 276 тыс. рублей и проведя предварительный мониторинг рынка, вы можете приступать к открытию магазина. Ежемесячные расходы и прибыль представлены ниже:

Расходы ежемесячные, в рублях Доходы ежемесячные, в рублях
1. Арендная плата + «коммуналка» — 30000 1. Реализация напитков, в т.ч. пива — 105000
2. Заработная плата сотрудникам — 76000 2. Реализация продуктов питания — 122000
3. Текущие расходы по поддержанию магазина – 6000 3. Доходы от рекламы, размещенной в магазине — 10000
4. Налоги – 14220
5. Закупка товаров для реализации — 80000

Таким образом, чистая прибыль составит около 31 тыс. рублей в месяц. Это немного, но не могут не радовать быстрая окупаемость магазина (9-12 месяцев) и сравнительно небольшие стартовые вложения. Если есть какой-то еще источник дохода – в качестве дополнительного иметь небольшой магазинчик продуктов вполне приемлемо.

Подведем итоги. Открыть небольшой магазин продуктов- значит взвалить на себя бремя солидной ответственности за не очень большое финансовое вознаграждение. Входить в кризис в высококонкурентный бизнес оправданно далеко не всегда, а потому перед открытием точки по реализации продуктов питания нужно хорошо просчитать свои возможности и, в случае их несоответствия вашим ожиданиям, не бояться откладывать открытие бизнеса до лучших времен.


Добавить комментарий