Бизнес план аптеки

Фасад аптеки

Открытие аптеки сегодня – дело ответственное и рискованное. И связано это с большой конкуренцией в данном сегменте бизнеса. Всезнающая статистика приводит пример, что сегодня в городах с населением свыше 500 тысяч человек одно аптечное учреждение обслуживает всего лишь 2500 жителей, тогда как еще десять лет назад эта цифра составляла 8-10 тысяч. Тем не менее можно утверждать, что развитие рассматриваемого делового сегмента идет семимильными шагами: население болеет больше и тяжелее, рост цен на лекарства заметно опережает инфляцию, а люди стали больше заботиться о здоровье и стремятся поддерживать себя в хорошей форме.

Бизнес-план аптеки для среднего российского города с населением в 500 тысяч человек начинается с описания социальной значимости открытия заведения. Готовый обслужить до 200 человек в день и обеспечивающий работой трех фармацевтов аптечный пункт играет важную роль в поддержании и укреплении здоровья населения. А учитывая широкий ассортимент БАДов и профилактических средств – еще и профилактике здорового образа жизни.

Не менее интересен пример обоснования и выгод открытия заведения для предпринимателя: бизнес-план аптеки декларирует обслуживание 170 клиентов в день, средняя стоимость чека которых составит 360 рублей. В то же время до 70% аптечных товаров имеют срок годности в пределах 2 лет, что означает отсутствие потерь вследствие списания просроченных лекарств.

Место и цена вопроса

Удобное размещение аптеки

Учитывая наполненность современного рынка аналогичными заведениями, львиную долю успеха определит местоположение будущего заведения. Эксперты не рекомендуют покупать готовый аптечный бизнес, значительно продуктивнее подойти к вопросу творчески и открыть заведение с нуля в шаговой доступности от торгового центра, остановки общественного транспорта или медицинского учреждения. Скорее всего, в среднем российском городе такие места на сегодняшний день уже будут уже «захвачены» конкурентами, однако попытаться арендовать подходящее помещение, пусть даже за несколько завышенную цену, имеет смысл.

Расходы на открытие аптечного пункта, включая дизайн и оформление в фирменном стиле, наем опытных фармацевтов, красивое оборудование торговой точки и рекламное сопровождение, в нашем случае составят 1,5-1,7 млн рублей. Однако если в бизнес-плане аптека будет позиционирована как пример социально значимого объекта, велика вероятность получения субсидии от государства на ее открытие.

Ценовая политика

Цены в аптеке

При планировании аптечного бизнеса очень важно прописать ценовую политику заведения – в ряде случаев только она позволяет одержать верх в конкурентной борьбе. Пример неудачной ценовой политики – завышение цены в надежде как можно быстрее «отбить» свои вложения. Напротив, установление наценок в размере 10-20% на лекарства и в 20-30% — на БАДы и сопутствующие товары даст возможность привлечь к себе дополнительных покупателей.

Не менее важным моментом в получении конкурентных преимуществ является поиск грамотного аптечного консультанта и надежных поставщиков. В случае если цепочка посредников между производителями лекарств и вами не будет слишком длинной, а рекламная кампания будет достаточно продуманной, даже при невысокой ценовой «накрутке» есть возможность выйти на «чистый» доход в сроки, указанные в таблице:

Срок 1 мес. 3 мес. 6 мес. 1 год
Доход, в тыс. руб. 38-40 43-45 50-60 80-100

Последовательность действий

План действий

Обеспечить такую динамику может только хорошее знание соответствующих сфер законодательства и специфики аптечной индустрии. Наиболее целесообразно на сегодняшний день выбрать такую форму организации аптеки, как мини-маркет: клиент перемещается по торговому залу как по магазину самообслуживания, а провизор-консультант помогает ему выбрать нужный товар. Аптек такого формата еще мало, тогда как он весьма востребован. Рассматриваемый нами пример бизнес-плана предполагает получение владельцами аптеки разрешения на реализацию не только медикаментов, но и косметических средств, БАДов, товаров для детей, медицинского оборудования, спортивного питания.

Обратите внимание, что реализация лекарственных препаратов по рецепту разрешается не всем видам аптек. Поэтому нужно до начала оформления документов и приема персонала определиться с формой аптечного заведения, после чего представить в соответствующие органы пример списка препаратов, которые будут предлагаться к продаже.

После того как помещение выбрано и приведено в готовый к работе вид, стоит заняться процессом лицензирования аптеки. Практика показывает, что этот этап наиболее длительный по времени в процессе оформления документов: у начинающего предпринимателя прохождение местной, московской, а затем федеральной комиссий по лицензированию, получение разрешительных документов в санэпидемстанции и пожарном надзоре могут занять от двух месяцев до полугода. Этот момент невозможно конкретизировать в бизнес-плане, поскольку он носит субъективный характер. Остальные мероприятия займут не больше месяца.

Нюансы выбора помещения

Помещение аптеки

Помимо выгодного местоположения, в бизнес-плане прописывается, что для открытия аптечного мини-маркета необходимо помещение не площадью менее 50 кв. м., разделенное на несколько зон: торгового зала, консультационно-кассовая, хранения лекарств и отдыха персонала. Оно должно быть светлым, хорошо проветриваемым и иметь два входа.

Половина вашего успеха придется на местоположение аптеки, еще 25% – считают специалисты – на профессионализм сотрудников, примерно 15% можно списать на субъективный фактор конкуренции. Что же касается рекламной и ценовой политики – то тут все зависит от вас.

Подбор кадров

Работники аптеки

Как было показано выше, грамотность сотрудников, их опыт работы, а также умение делать одно общее дело могут обеспечить вам неплохую часть прибыли. А значит, необходимо обеспечить  людям такие условия работы, чтобы у них было желание продавать для вас больше и лучше. Отметим, что вакансию уборщицы имеет смысл передать на аутсорсинг.

Специалист Кол-во Квалификация Оклад
Заведующий 1 Высшее мед. образование 30000
Фармацевт-консультант 3 Среднее мед. образование 16000
Фармацевт-кассир 3 Среднее мед. образование 15000
Бухгалтер 1 Среднее 18000
Водитель 1 12000

Вакансия водителя нужна для тех случаев, когда планируется работа с заказами лекарств на дом. В ряде случаев целесообразно принять на работу охранника или контролера торгового зала с окладом в 12000 рублей.

Составляющие успешного ведения бизнеса

Рабочее место провизора

Первая и основная компонента – постоянное расширение ассортимента (в примере аптеки он насчитывает 210 позиций лекарственных препаратов и 214 позиций остальных товаров). Причем важно предлагать не только дорогие лекарства, но и их доступные российские аналоги. Не стоит игнорировать скидочную систему для постоянных клиентов.

Второй прописанный в бизнес-плане момент – оптимизация рабочего места сотрудников и обновление ПО. Не стоит жалеть средств на системы кондиционирования, вентиляцию воздуха, кушетки и прочие удобства для клиентов.

Расходы и доходы

Расчет доходов и расходов

В структуре расходов основную их часть будет составлять плата за аренду помещения. Имеет смысл заключить относительно долгосрочный договор аренды (примерно на 5-6 лет), ведь только окупаться предприятие будет не менее 2 лет. Затраты на приобретение оборудования (холодильников, стеллажей, медицинских весов, ККМ и пр.) можно снизить примерно в два раза, если приобрести их б. у.

Расходы, в руб. Доходы в руб. (в месяц)
Аренда помещения + «коммуналка» — 38000/мес. Продажа лекарств — 1100000
Ремонт и дизайнерское оформление помещения — 80000 Продажа прочих товаров — 750000
Торговое, холодильное и кассовое оборудование — 60000
Компьютерная техника, ПО — 60000
Разрешительная документация — 34000
Реклама – 15000 + 8000/мес.
Фонд зарплаты + налоги + отчисления в ПФР – 260000/мес.
Первоначальная закупка товара + ежемесячное пополнение запасов 1200000 + 250000/мес.

Точка безубыточности определяется на уровне примерно 36000 рублей в день. Чистая прибыль при правильном развитии бизнеса будет возрастать от 2-3 до 10-15 тыс. рублей в день к началу 2 года работы.

Вывод: вхождение в аптечный бизнес недешево и это работа не для ленивых. Однако затраченное время, усилия и средства с лихвой компенсируются стабильно растущим доходом, а вложения окупаются за 2 — 2,5 года.


Добавить комментарий